mozgovaya: (Default)
[personal profile] mozgovaya
(Хотя по-моему если я еще раз в этом году услышу слово "выборы"....)


Местный Че Гевара.


Это избирательный участок на улице Салаха ад-Дина. По леву руку - рынок, по праву - пресса, наблюдатели,

парни с ладанками с портретами покойного Арафата

бездельники и активисты всякого разного.
Самым примечательным зрелищем там была Девушка с Бананами. Тетя держала плакат, прозрачно намекающий на то, что израильская демократия это банановая республика. А для вящей убедительности, для тупых, внизу лежала связка бананов, от которой излишне рьяные избиратели потихоньку отщипывали бананы, возвращая их шкурками, что не умаляло их суровой наглядности.


Девушка, впрочем, не последняя - она из организации палестинцев и израильтян за мир, причем у всех членов организации погиб в этом конфликте кто-то из близких. У Надуы Саранги в 1999 была заколота сестра Наэла, активистка и гуманитарий. "Не думаю, что после этих выборов что-то изменится для палестинцев, поэтому по большому счету мне все равно, кто победит. Все зависит от Израиля. Палестинцы всегда хотели мира. И Арафат. Мы уже пошли на компромисс и заплатили свою цену. Я протестую тут не против выборов, а против нарушений в ходе выборов, потому что израильтяне не дают многим голосовать, тем, кто не приписан к этим участкам".



"Многие и побоялись прийти голосовать, потому что кто-то пустил слух, что израильтяне тут будут отбирать израильские паспорта,- добавляет Билала Хусейн. - Мне жаль, что тут имеют право голосовать только 5000, а не 120000. Я бы хотел чтобы пришли все, потому что мы часть палестинского народа, и надо показать, что мы против оккупации. Думаю, победит Абу-Мазен, хотя кампании тут толком никакой не было. Так, пара плакатов и на машинах некоторых чего-то..."



"Я лично голосовал за Мустафу Баргути, - говорит Маруан Салайме. - Потому что он лучше других. Не такой коррумпированный. У него шансов на победу нет, но я по крайней мере реализовал свое право голосовать. Чтобы через 4 года у нас был президент, который не будет править до смерти".


(Это они демонстрируют отметку на пальце, что проголосовали).

Самым забавным избирательным участком был караванчик почтового отделения внутри старого города напротив Яффских ворот. Наблюдателей там было больше, чем избирателей, и на три часа дня там проголосовали аж три человека.


Правым активистам, опасаясь провокаций, не дали пройти с кипами и израильскими флагами в старый город. Так они и тусовались у Яффских ворот, размахивая флагами и распевая молитвы.

"Как им могли дать голосовать в восточном Иерусалиме? - возмущался Давид Хадари, представитель партии МАФДАЛ в иерусалимском муниципалитете. - Мы не собирались устраивать никаких провокаций. Мы всего лишь хотели воспользоваться почтовыми отделениями по назначению - зайти туда и покупать конверты и марки и оплачивать счета и никого не пускать. Но это фиктивные почтовые отделения. Своим голосованием тут они заявляют свой суверенитет на Иерусалим. Но главный позор - это то, что они поставили им избирательный участок напротив яффских ворот! Поэтому мы пришли сюда показать всем, что это израильская территория".











Во время предвыборной кампании в Палестинской Автономии война шла своим чередом. По телевидению палестинцев агитировал идти на избирательные участки Ричард Гир, местные типографии лихорадочно печатали вместо обычных плакатов с портретами «шахидов» предвыборные агитки. По улицам Газы разъезжали минибусы, обклеенные сверху донизу плакатами тогда еще не избранного Абу-Мазена , в порту Газы пестрели разноцветными шарами и флажками предвыборные агитационные лодки, а местные подростки радовались возможности заработать, расклеивая плакаты кандидатов с утра и сдирая их за деньги другого кандидата по ночам. Борьба за места для транспарантов на площади Манара, центральной плошади Рамаллы, завершилась победой сторонников Абу-Мазена, залепивших каменных львов портретами Аббаса с покойным «раисом».
А тем временем снаряд израильского танка, выпущенный предположительно по группе боевиков ХАМАСа, обстрелявших, в свою очередь, из миномета автобус с детьми еврейских поселенцев, - убил семь палестинских подростков. Палестинские самопальные ракеты «Касам», выпущенные из Газы, продолжали сыпаться на израильские киббуцы в западной части пустыни Негев с частотой выпадения осадков в Англии (за последние три года число ракет приблизилось к 500). И даже Хизбалла в день выборов в ПА не преминула продемонстрировать солидарность с палестинцами, подорвав армейский джип с израильскими солдатами.
Впрочем, праздник палестинской демократии прошел мимо Израиля. Премьер-министру Израиля Ариэлю Шарону было не до палестинских выборов: он занимался составлением новой коалиции, дабы избежать досрочных выборов и добиться во что бы то ни стало реализации своего плана эвакуации еврейских поселений в Газе. Изрильская армия ломала голову над тем, как не допустить братоубийства во время насильственного переселения вооруженных и решительно настроенных поселенцев. Да и рядового израильского гражданина между сборами пожертвований для жертв цунами, куда больше интересовала полудетективная история выборов в Украине. Практически любой израильтянин, разбуди его посреди ночи, сказал бы, что такое диоксин и с чем его едят – но мало кто смог бы назвать имена хотя бы двух из семи кандидатов в президенты Палестинской Автономии.
.......
Сами выборы (результаты которых проигравший кандидат Мустафа Баргути успел объявить сфальсифицированными) проходили без лишних инцидентов. В Иудее и Самарии были расставлены свыше 50 блокпостов, на которых толклись в основном всяческие наблюдатели за выборами. В Восточном Иерусалиме, наиболее проблематичной точке для голосовавших, из-за набившей оскомину дискуссии на тему того, кому он принадлежит, на шести участках с утра ошивались журналисты с пейджерами, пищащими, как раненные тамагучи, молодые палестинцы в шарфах расцветки флага и с портретами Арафата на груди, уличные торговцы, разномастные бездельники и разношерстные активисты.
Надуа Саранга, активистка организации палестинцев и израильтян, потерявших в этом конфликте близких, проголосовав, устроилась перед избирательным участком на улице Салах ад-Дина со связкой бананов и плакатом: «Израильская демократия – банановая республика»: «Не думаю, что после этих выборов что-то изменится для палестинцев, поэтому по большому счету мне все равно, кто победит. Все зависит от Израиля. Мы уже пошли на компромисс и заплатили свою цену. Я протестую тут не против выборов, а против нарушений в ходе выборов, потому что израильтяне не дают многим голосовать, тем, кто не приписан к этим участкам". Излишне рьяные избиратели потихоньку отщипывали от связки Надуы бананы, возвращая их шкурками, что не умаляло их суровой наглядности.
"Многие и побоялись прийти голосовать, потому что кто-то пустил слух, что полиция тут будет отбирать израильские паспорта,- добавил Билала Хусейн. - Мне жаль, что тут имеют право голосовать только 5000, а не 120000. Я бы хотел чтобы пришли все, потому что мы часть палестинского народа, и надо показать, что мы против оккупации. В Восточном Иерусалиме и кампании-то предвыборной толком не было. Так, пара плакатов и на машинах некоторых чего-то..."
В избирательном участке у Яффских ворот старого города в Иерусалиме проголосовали аж три палестинца. Что не помешало израильским правым собраться напротив яффских ворот с шумным протестом. Вооруженным флагами демонстрантам не дали пройти в Старый город, опасаясь провокаций, что вызвало новую волну возмущения. "Как им могли дать голосовать в восточном Иерусалиме? – воздевал руки к небу Давид Хадари, представитель партии МАФДАЛ в иерусалимском муниципалитете. - Мы не собирались устраивать никаких провокаций. Мы всего лишь хотели воспользоваться почтовыми отделениями по назначению - зайти туда и покупать конверты и марки и оплачивать счета и никого не пускать. Но это фиктивные почтовые отделения. Своим голосованием тут они заявляют свой суверенитет на Иерусалим. Но главный позор - это то, что они поставили им избирательный участок напротив Яффских ворот! Поэтому мы пришли сюда показать всем, что это израильская территория".
......
Победивший на выборах Махмуд Аббас пострадал в ходе предвыборной кампании: перед его выступлением в Рафиахе в Газе кто-то из его приближенных нечаянно закрыл окно его бронированной машины, за которое он держался рукой. Стекло отсекло ему фалангу одного из пальцев на правой руке, но он обернул рану газетой, и отправился в больницу только после произнесения речи – хотя такое рвение было лишним – он победил бы и так. Кто бы мог подумать, что Аббас, которого в бытность его премьер-министром при бессменном раисе Ясере Арафате поддерживали всего около 3% палестинцев, получит свыше 60% голосов избирателей. Впрочем, сюрпризы в эту неделю не ограничились палестинской стороной – вряд ли Ариэль Шарон, возглавляющий правительство и правую партию Ликуд мог предположить, что его новое правительство спасут голоса крайне левых и арабских депутатов кнессета...
Но несмотря на победу Абу-Мазена создавалось ощущение, что палестинцам, победно демонстрирующим большой палец, отмеченный коричневыми чернилами в обозначение проголосовавших, по большому счету все равно, кто победит.
"Я лично голосовал за Мустафу Баргути, хотя у него и не было шансов. - говорит Маруан Салайме, проголосовавщий в Восточном Иерусалиме. - Потому что он лучше других. Не такой коррумпированный. По крайней мере, я реализовал свое право голосовать. Чтобы через 4 года у нас был президент, который не сменится только после его смерти".
В отличие от своего предшественника, 70-летний Аббас не имеет склонности к театральным жестам, и от него вряд ли услышишь фразу о «миллионе щахидов, шагающих к Иерусалиму». В разговорах с израильтянами предпочитает более осторожные формулировки («Мы – сторона в переговорах, и вы сторона. Партнеров не выбирают. Это то, что вы всегда говорите о нас»).
Абу-Мазен ведет ко «второй палестинской революции», т.е. мирным переговорам вместо вооруженной борьбы, с конца 80-х. Благодаря его усилиям ООП признала резолюцию ООН номер 242, т.е. по сути признала существование государства Израиль, а оттуда была проложена дорожка к конференции в Мадриде, к соглашениям в Осло, и к началу мирных переговоров. Сегодня задача, стоящая перед ним, кажется многим нереальной. Верхушка Автономии раздергана, идет скрытое и явное соперничество между молодыми лидерами и ветеранами, консерваторами и либералами, между представителями элит Западного берега и Газы, между официальными силами безопасности и вооруженными отрядами ХАМАСа и Исламского джихада. Все прелести «фауды» (анархии) Абу-Мазен «оценил» в дни траура по Арафату: в палатке скорбящих в Газе вооруженные сторонники одного из его конкурентов встретили его автоматными очередями.
ХАМАС в выборах не участвовал, внимательно наблюдая за ними со стороны. Во время встреч в Дамаске и в Газе с лидерами ХАМАСа, те отказались прекратить террор по своей воле, но пока Абу-Мазен делает вид, что его это не очень беспокоит: «Вскоре мы добьемся решения. В нужное время они придут к соглашению с нами». – и добавляет: «Многое зависит от Израиля. По мере улучшения ситуации будет расти и их готовность принять нашу позицию».
Первые его достижения на международном поприще внушают палестинцам надежду: визит в Кувейт, депортировавший после войны в персидском заливе около 300 тысяч живших там палестинцев из-за поддержки Арафатом Саддама Хусейна, - закончился согласием вновь открыть там представительство ПА, и позволить палестинцам работать в Кувейте. По словам Абу-Мазена, во время встречи с Башаром Асадом в Дамаске, сирийский президент дал «добро» на переговоры палестинцев с Израилем. Аббас получил серьезную фору и в Ващингтоне: Джордж Буш, игнорировавший Арафата до самой его смерти, поспешил позвонить ему, поздравить с победой и пригласить в Белый дом. Арафат не скрывал своего недовольства «Дорожной картой» Буша. Абу-Мазен заявляет о своей готовности выполнить все возложенные на палестинскую сторону обязанности в рамках американского плана.
Впрочем, сам новый «раис» спешит заявить, что реально успех нового витка ближневосточного конфликта зависит от израильской стороны. Полтора года назад основной причиной отставки Абу-Мазена послужило непреодолимое желание Арафата, не терпевшего конкурентов во власти, ставить ему палки в колеса. Но и Шарон поднял его на смех, пообещав в качестве жеста доброй воли и для укрепления авторитета Абу-Мазена выпустить палестинцев, отбывающих срок в израильских тюрьмах – и отпустив в основном уголовников и тех, кто и так заканчивал срок. Наученный горьким опытом, сейчас Абу-Мазен требует от Израиля отпустить «настоящих» заключенных, включая Маруана Баргути (по утверждению палестинцев, в израильских тюрьмах находятся свыше 7000 палестинцев). А также убрать армейские блокпосты на палестинских территориях и прекратить строительство поселений. «Если вы обеспечите нам наши права, никакой интифады не будет», - пообещал он израильтянам.
Но покладистость «умеренного» Абу-Мазена обманчива: выступая против террора, он не собирается отказываться от базовых палестинских требований – основание палестинского государства в границах 67-го года со столицей в Восточном Иерусалиме, и решение поблемы палестинских беженцев. Но первое, что нужно Аббасу, это деньги. Около 60% работоспособных палестинцев сидят без работы. Инфраструктуры полуразрушены, и пару месяцев назад министр финансов Салам Фиад заявил, что на счету Автономии около 19 миллионов долларов, и сотни миллионов долларов дефицита.
Палестинскому президенту придется попытаться остановить интифаду и возобновить переговоры с Израилем, т.е. вернуться на четыре года назад, к ситуации, когда с израильской стороны было на 1043 убитых меньше, а с палестинской – на 3800. К слову сказать, несмотря на то, что Абу-Мазен был единственным, кому за последние четыре года удалось добиться «худны» - временного прекращения огня со стороны палестинцев, - его политическая платформа не содержит призывов к прекращению «боевой» части интифады, которую на сегоднящний день поддерживают около 60% жителей территорий. А Шарон, продолжая продвигать план одностороннего выхода из Газы, только укрепляет впечатление, что вынудить израильтян уйти с территорий могут только боевики, а не мирные переговоры.
...............

Тем не менее после смерти Арафата в регионе задули ветры перемен – снова слышны старые разговоры о Новом Ближнем Востоке, подкрепленные рядом новых инициатив. Израиль ожидает, что после палестинских выборов Египет и Иордания вернут в Тель-Авив своих послов, отозванных в знак протеста против израильской политики по отношению к палестинцам. Министр иностранных дел Израиля Силван Шалом отправился с дружественным визитом в Иорданию. Но настоящая революция намечается в отношениях между Израилем и Египтом: после долгих лет «холодного мира» египетский президент Хусни Мубарак инициировал настоящую «оттепель», не скрывая своих намерений превратить план размежевания Шарона в процесс достижения всеобъемлющего мира между Израилем и арабскими странами, в обмен на отступление с территорий. Этот план был заявлен в свое время Саудовской Аравией, подхвачен американцами, и благополучно похоронен во время войны в Ираке. Теперь Мубарак извлек его с антресолей, и не собирается выпускать из рук – разумеется, обозначив для себя пути отступления – чтобы в случае провала обвинить в неудаче заартачившихся израильтян. Пока интенсивность развития отношений напоминает медовый месяц – правда, без любви, но с корректностью понимания обоюдных интересов. Для начала Мубарак освободил и передал Шарону отсидевшего 8 лет за шпионаж в пользу Израиля Азама Азама (в обмен на шестерых египетских студентов из израильской тюрьмы, но кто обращает внимание на мелочи). В египетской прессе значительно обмелел поток антиизраильской пропаганды. Туристические фирмы начали снова зазывать израильтян поглядеть на пирамиды. А в середине декабря был подписан договор о создании зон свободной торговли между Египтом и Израилем, подразумевающим в том числе основание совместных предприятий. Во время подписания бумаг президент Египта Хосни Мубарак назвал ненавидимого во всем арабском мире Ариэля Шарона «человеком, которому можно доверять», заметил, что «только Шарон может привести регион к миру», и назвал договор «первым этапом в потеплении отношений между странами».
Башар Асад, больше заинтесованный в исправлении отношений с Америкой, нежели в заключении палестино-израильского мирного договора, намекает на возможность переговоров по всем возможным каналам. Впрочем, весть из Дамаска была воспринята в Израиле без энтузиазма – в частности, потому, что в сирийском понимании мирное урегулирование означает отказ Израиля от Голанских высот.
Даже Иран решил поучаствовать в обшем празднике по-своему и сообщил о том, что в стране обнаружена шпионская сеть Израиля.
И раз уж речь зашла о сети – предидент Израиля Моше Кацав, сам в прошлом выходец из Ирана, поддавшись общему настроению, согласился ответить в Интернете на вопросы жителей арабских стран. «Господин президент, почему вы думаете, что решение конфликта по формуле: «земли до 67-го в обмен на мир» продержится и в следующих поколениях? Ведь палестино-израильский конфликт питает все насилие в нашем регионе», - спросил Иман А-Самир из Каира. «Насилию в регионе нет никакого оправдания, - поразмыслив, отстучал на клавиатуре Кацав. – Арабский мир вел против нас много войн, и не добился ничего. Каждый раз, когда арабский мир вел с нами переговоры – у него были достижения. Так оно было и с Египтом, и с Иорданией, и с Палестинской Автономией. Десятки лет террора и кровопролития нет привели ни к чему. Они не продвинут арабский мир ни на йоту. Я верю в то, что мы сможем прийти к компромиссу. Ни арабский мир, ни палестинцы, ни мы, израильтяне, не должны ожидать того, что их требования могут быть удовлетворены на 100%».

Profile

mozgovaya: (Default)
mozgovaya

November 2018

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 2nd, 2026 10:52 am
Powered by Dreamwidth Studios