mozgovaya: (Default)
[personal profile] mozgovaya
Когда меня достает читать Бусе сказочки про Алладина, Робин Гуда и прочих основоположников социализма, я принимаюсь сужать его кругозор всяческими догмами. На прошлой неделе Буся помешался на природных катаклизмах, и до двух ночи требовал объяснений, почему от землетрясения нельзя спрятаться в подвале или в тюрьме, три дня назад разговор зашел о круговороте воды в природе, позавчера - об ацтеках, вчера он потребовал наглядно продемонстрировать ему земное притяжение путем подбрасывания вверх тяжелых предметов, а после пересказал мне понятое в виде поразительной белиберды :-) Сегодня он начал с войны в Ираке, и поинтересовался, почему Израиль все не любят. Разговор вышел длинный, продолжение, видимо, следует.

Под катом следует пересказ в дурной форме. В целом, неинтересно. Если совсем честно, фигня страшная.



Задумывался Израиль как идеологическое государство, и логичнее было бы лечь под социалистический СССР, но шкурные интересы (в смысле, в интересах сохранения шкуры) диктовали подлезание под тяжелое вымя (бремя?) США, капитализма и иже с ними. Впрочем, США появились на израильском горизонте значительно позже.
- В 30-е годы стало понятно, что под британским мандатом не очень побегаешь с серпато-молоткастым флагом и в красных пролетарских трусах, Хотя крайне соблазнительно было думать, что как только угнетенные арабские рабочие сбросят с себя ярмо сволочных эфенди и встанут смуглым плечом к волосатому плечу еврейских собратьев по борьбе с британским империализмом, и немедленно начнется всеобщее пролетарское ближневосточное братание, и такое наступит всеобщее благоденствие, что ноги завязнут в маловразумительной смеси молока с медом.

В 30-х годах мм…мандатор-Британия, ранее успевшая продать Палестину по частям трем зайцам сразу (арабам, евреям и французам), взяла курс на арабский мир. В преддверии второй мировой эта позиция лишь укрепилась, поскольку было ясно, что евреи за немцев выступать не будут по-любому, а вот арабы - это еще как аллах на душу положит. Поэтому, - и еще по куцому ряду причин, Бен-Гурион решил, что создавать еврейское государство нужно явочным порядком, не расчитывая на политические подачки, - и пассивно пугать арабов его военной мощью до тех пор, пока они его не признают.

Арабский бунт 1936-го превратил местный, чтоб не сказать местечковый, арабо-еврейский конфликт в Палестине в противостояние двух национальных движений, - сионистского и арабского. В 1939 году Британия открыто выписала свою про-арабскую позицию в "Белой книге". А израильская верхушка поняла, что это то, что называется емким словом "попадалово": вы..бываться перед гадами англичанами, когда те воюют с фашистами, казалось не очень умной, хоть и соблазнительной перспективой. А гадом Британия была потому, что хоть и боролась с нацистами, но не очень хотела того, чтобы евреи из Европы ехали в Палестину, чтобы не конфликтовать с арабами. Если уж на то пошло, забегая вперед, скажем, что и после окончания войны британский министр иностранных дел, некто Бевин, отказал Трумену в принятии в Палестине еврейских беженцев из Европы. И еще, показав американскому президенту язык, когда тот отвернулся, заявил, что "Трумен хочет спихнуть евреев в Палестину потому, что он не желает их видеть в Нью-Йорке". Израиль напрягся на Бевина так, что заменил на всех официальных указателях английский на французский.

Меж тем периодически еврейское подполье нервничало, и все же устраивало бриттам пакости - то по-большому, то по-маленькому. В конце концов Британия выдала свое коронно-монархическое "злые вы, уйду я от вас", - и спихнула решение проблемы Палестины на ООН. ООН выдвинула в 1947-м план разделения Палестины, на обсуждение коего арабы даже не удосужились прислать своих представителей.

14 мая 1948 Израиль провозгласил свою независимость, и 5 арабских стран (не будем показывать пальцами, но это были Сирия, Ливан, Ирак, Иордания и Египет) напали на свежесозданное государство, и оттяпали части Галилеи, Старый город и еще пару районов Иерусалима. ООН потребовала временно прекратить пальбу, ЦАХАЛ несколько оправился от перенесенного потрясения, получил энное количество оружия через Чехословакию, и в 1949 отвоевал не только территорию, отведенную согласно плану 1947 под еврейское государство, но и 30% территории предполагаемого арабского государства в Палестине.

В 1949 на Родосе было подписано соглашение о прекращении огня. Только 4 арабские страны согласились его подписать, - при условии, что границы прекращения огня не станут официальными границами. Соглашение не подписал только Ирак, что лишний раз доказывает, что режим Саддама Хусейна нужно было свергнуть уже тогда, хотя если смортеть правде в глаза, его тогда еще и не было. Израиль усматривал в этих соглашениях промежуточную стадию на пути к мирному договору, арабские страны – передышку на пути к победоносной войне.

...С началом холодной войны Израилю очень хотелось сохранить нейтралитет, но хотелось как лучше, а кончилось Макдональдсом. Хотя начиналось все вполне по-советски: во время войны за Независимость Израиля СССР, который собирался вытеснить с Ближнего востока Британию, поставлял израильтянам оружие через Чехословакию. Однако, любовь была недолгой, и вскоре Израиль занял про-западные позиции.

В 1953 году противостояние получило нехороший апгрейд, когда СССР начал перекачивать на Ближний Восток свое замечательное оружие. США и Британия попытались заключить энное количество союзов в противовес "советской экспансии" на Ближнем Востоке. Один, и не самый удачный союз, заключенный в 1955-м, назвали "Багдадским". И не потому, что его придумал Жириновский. Жириновскому тогда было всего девять лет, и он еще пешком под стол ходил, хотя уже тогда, говорят, призывал ибануть по Тбилиси. Так вот, назвали его так потому,что состояли в нем США, Британия, Иран, Турция, Пакистан и Ирак.

Гамаль, Абдель, Насер и просто нехороший человек не был дурак, и в сентябре 1955 признался, что прикупил в СССР танков и самолетов, потому что колесницы, тележки и куличики его порядком за..бали.
Бен-Гуриона, надо сказать, тоже не радовал Египет, вооруженный советской гуманитарной помощью, и в 1956-м он решил вместе с Францией показать Насеру, что не столь страшны раки, сколь то, где они зимуют. Франции не нравились насерова манера вести советские беседы, как, впрочем, и тот факт, что он помогал алжирским коммандос, с коими у сторонников грассирующего "рэ" были свои разборки. А когда Насер в июне 1956 перекрыл Суэцкий канал, Британия и Франция, имевшие на него (канал, а не Насера) свои виды, сговорились египетского лидера порешить. Договорились, что Израиль устроит в районе полуострова небольшой беспредел, а Британия и Франция якобы потребуют от него освободить пространство.
Но тут пришел лесник и послал всех на х..й. В смысле, СССР потребовал немедленно освободить сторожку, помахав виртуально ядерным оружием, а тут еще Эйзенхауэр, который, конечно, Насера не любил, но французов и англичан с их колониалистскими замашками не любил не меньше, - пригрозил выкинуть Израиль из ООН.

В итоге Египту и Израилю вставили промеж границ большой человеческий UNEF (United Nations Emergency Force) , и в итоге Насер с Бен-Гурионом разошлись усталые, но довольные. Израилю США пообещали усматривать в нарушении Египтом договора относительно проплыва по Суэцкому каналу casus belli, под чем подписались также Британия с Францией, а Израль к тому же показал себя мужиком. А Насер, в свою очередь стал межнациональным арабским героем, и в 1958-м инициировал создание египетско-сирийской Объединенной Арабской Республики про-советской ориентации, которая вскоре приказала долго жить. В 1962-м Насер по советским же рекомендациям влез в разборку в Йемене, потому что Хрущов после карибского кризиса рвался доказать, что он не только кукурузу сажать умеет, но и международной политикой рулить. Американцы надулись, Гамаль Абдель и т.п. выпятил грудь и сказал: "А я – Насер!", и в результате в 1965-м США разорвали с Египтом дипломатические отношения.

И о том, как Насер с Сирией по воду ходил...
В 1964 изральтяне начали мудрить чего-то с центральной системой водоснабжения, черпая воду из общих источников, а Насер, взяв на вооружение доктрину: "Если в кране нет воды – дать Израилю пи..ды", созвал в Каире саммит с целью решить раз и навсегда израильский вопрос. Было решено вложить 17.1 миллионов долларов в проект перекройки русла сирийских речек, чтоб, не дай бог, не дотекли до Израиля. Там же было решено создать некий UAC (United Arab Command) на случай того, чтобы если Израиль скажет неласково Сирии: "Деточка, так ты же лопнешь!", - не менее неласково ответить: "А ты отойди"...

В сентябре 1964 в Александрии те же и с теми же основали ООП, водрузив в его главе дальнего родственника Насера.
Когда Сирия начала копать новые русла, участились стычки между простыми сирийскими рабочими и солдатами ЦАХАЛа, а также простыми боевиками ООП и все теми же солдатами ЦАХАЛа, которые в качестве возмездия за теракты в Израиле вершили суд на Западном Берегу. Косвенно страдал при этом иорданский король Хусейн, который сам ООП на дух не переносил, и жаловался жене, что ему просто все завидуют и хотят со свету сжить.

У Израиля меж тем образовалась новая радость: единственная на тот момент союзная Франция повернулась к нему лучшими филейными частями генерала Де Голля, получившего в 68-м президентское кресло. В общем, с момента окончания войны в Алжире в 1962-м, этого вполне можно было ожидать, потому что не было больше необходимости в совместной нелюбви к братьям во Аллахе, - кому двоюродным, кому троюродным, а кому и чего-он-вообще-сюда-приперся.
Так что Израилю ничего не оставалось, кроме как обратиться за помощью к США. В 1964-м Леви Эшколь отправился в Вашингтон – свататься. И не получил даже обещания о поставках оружия.
Между тем в 1966-м в результате переворота в Сирии СССР а радостях вложила в нее полмиллиарда долларов, а речки продолжали копаться не туда, куда надо, и Израиль с горя в 1967-м сбил 6 сирийских самолетов советского производства...

...................

Если историки не врут, помирить Сирию и Израиль всегда было не проще, чем приготовить йогурт из рыбьего жира, но несмотря на взаимную неприязнь, в 1967-м году ни та, ни другая сторона не была заинтересована в войне. Но СССР, который был совсем не против маленькой и победоносной, передал Насеру ложные сведения о том, что Израиль намеревается атаковать Сирию. Вследствие чего Насер откомандировал на Синайский полуостров вооруженных собратьев, добился вывода сил UNEF, и перекрыл Тиранские проливы, что, в свою очередь, перекрыло Израилю возможность плавать в Азию к скифам. Две недели до горячих израильских парней доходило, что кто-то явно нарывается. И когда дошло, они решили, что все, теперь кто-то разозлился по-настоящему. И послали Абу Эвена в Париж, Лондон и Вашингтон, - на Египет жаловаться.
- Де-Голль на голубом глазу заявил, что он снимает с себя обязательства по защите Израиля, потому что сейчас уже не 1957-й год, и «если вас Египет беспокоит, вы его не чешите».
- Британия, в общем, была не против, но не так чтобы очень рвалась в бой.
- США начали жаловаться на Вьетнам, мол, своих проблем хватает, а Египет нападать не будет, а если нападет – Израиль сам прекрасно даст ему по наглой рыжей морде.
Естественно, никто не собирался лезть за Суэцкий канал. Это все Моше Даян, которого понесло вдаль, к пирамидам. Да и Голанские высоты никто, в общем, завоевывать не хотел – они сами пришли.
Израиль предложил Сирии и Египту освободить помещение при условии заключения мирного договора и де-милитаризации Голанских высот и Синая. Естественно, Сирия с Египтом потребовали отступления без каких-либо условий. А израильская верхушка расслоилась на три мнения по поводу захваченного Западного берега: Аба Эвен требовал отдать его к черту Иордании, Леви Эшколь – отдать его палестинцам, но армию не выводить, а Менахем Бегин требовал аннексировать, хотя ранее утверждал, что «размер значения не имеет».

Впрочем, арабы все решили за Израиль: на Хартумской конференции были приняты три решения: «Нет – признанию Израиля», «Нет – переговорам с Израилем», «Нет – миру с Израилем».

В 1967-м в ООН была принята резолюция 242, признающая за всеми странами региона, включая Израиль, право на существование в безопасных границах. А Израиль за это отступит с территорий.
Израиль резолюцию принял, арабы – отвергли. И тогда, начиная с 1968-го, Израиль начал попытки всучить Западный берег вместе с палестинцами Иордании. Иордания отбрыкивалась, и говорила: «У нас тут и без этих такого добра хватает».

Насер, начиная то ли с 1968-го, то ли с 69-го, развязал с Израилем войну на истощение за Синайский полуостров. В 1970-м он умер, не дождавшись результатов, в Иордании вспыхнула гражданская война, Сирия попыталась вступиться за ООП, Америка пригрозила Сирии посредством Израиля, Хусейн сохранил трон, а Samsung Electronics начинала производство 12-дюймовых черно-белых телевизоров.


PS Завтра буду рассказывать про то, как Израиль в ООН пришел. "В 1949 Израиль стал членом ООН" звучит как-то неприлично, тем более что на роль "мозгов ООН" претендентов было мало, поэтому скажем, что он "был принят в ООН". И вообще, надо прекращать употреблять при ребенке матерные слова. Вот оно, иммигрантское оскудение словарного запаса... :-(

Profile

mozgovaya: (Default)
mozgovaya

November 2018

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 1st, 2026 11:51 pm
Powered by Dreamwidth Studios