mozgovaya: (Default)
[personal profile] mozgovaya


Если по пути в Бейт-Лехем, не доезжая до КПП метров эдак 50, свернуть налево вниз на грунтовую дорогу, - вскорости перед вами возникнет Великая Израильская стена, она же забор безопасности, о котором так долго говорили большевики... то есть не большевики, но все остальные точно говорили. Тот самый забор, который за два с лишним года интифады превратился в заговор от всех видов террористов и лекарство от головной боли для политиков. Обсуждали его так долго, что почти забыли, о чем, собственно, шла речь. Основными доводами за являлась надежда, что забор помешает проникновению на территорию Израиля террористов-самоубийц, и облегчит нагрузку на солдат ЦАХАЛа, которые пока выполняют роль живой изгороди. Для того, чтобы получить окончательное «добро» на строительство первых 110 километров, потребовались сотни убитых израильтян и одно правительство национального единства. Доводами против являлись магическая формула «миллион долларов за километр», и опасение, что «временная мера безопасности», как обычно, превратится в постоянную, и по забору будут определяться будущие границы Израиля. Видимо, исходя из этого последнего соображения, несмотря на утверждение, что забор никакого отношения к границе не имеет, - стратеги постарались начертить его так, чтобы 90% периметра забора пролегали по палестинским территориям. Впрочем, необходимость платить за его строительство все равно осталась, и именно поэтому дело продвигается с таким скрипом. А израильский народ, приученный завершать каждый теракт трагической мантрой «Ихде-же-наш-забор-безопасности?» - так до сих пор толком и не понял, строится этот забор или не очень; из какой тумбочки израильское правительство достанет 6.5 миллиардов шекелей на его возведение и где он, собственно, будет пролегать.





На последний вопрос вам скорее ответит какой-нибудь Ахмад из подзаборных палестинских деревень – то бишь, населенных пунктов, жители которых без восторга обнаружили, что забор безопасности прилегает вплотную к их домам, или же под его строительство у них отбирается еще один клочок земли и выкорчевывается очередная олива – все-таки разделительная полоса между внешним и внутренним забором составляет около 20 метров, не хухры-мухры.
По мнению Ахмада, забор – затея глупая и вредная. Как минимум, для него и его семьи. «Дети будут тут играть - мяч попадет в забор – и тут же сюда приедут солдаты, - говорит он. – Или палестинцы будут обстреливать ваших солдат вон с того холма, - а солдаты придут разрушать наши дома. Зачем забор? Разве из этой деревни хоть один террорист вышел? А так у нас половина семьи – в Иерусалиме, окажутся за забором...»



Другой, более радикальный Ахмад, добавляет: «Вертолеты, блокада городов, точечные ликвидации, комендантский час, «зачистки» вам не помогли. А забор – поможет? А как насчет минометов, ракет Кассам? Ваш Шарон мир забором не заменит, все равно придется договариваться».



Пока оба Ахмада спокойно проходят сквозь дырки в недостроенном заборе. Собственно, после пары-тройки километров весь забор за Бейт-Лехемом – одна сплошная дырка, - голые столбы, и изредка высоко над головой – ряды колючей проволоки над несуществующей решеткой...



Впрочем, кое-где он уже достроен. В ноябре 2002 состоялось торжественное открытие первого километра забора возле деревни Салем. Ныне над сим произведением, превращающим прогулку в районе «зеленой черты» из адреналинового приключения в подобие прогулки по тюремному коридору, трудятся свыше тысячи рабочих и около 370 единиц тяжелой техники.
По сравнению с Великой китайской стеной забор безопасности – сооружение не столь монументальное, но достаточно неприятное. Если бы в контексте палестино-израильского конфликта сравнение с концлагерем не было неполиткорректным до мордобоя – трудно было бы найти более подходящее сравнение. Кое-где есть или будут небольшие участки с бетонной стеной (вокруг могилы Рахели, возле Калькилии - стена, отделяющая 6-ю дорогу от снайперов, стена между деревней Шуэйке и Бат-Хефер. И еще участок стены между палестинской деревней Хабла и Матаном. Этот участок был построен давно, вне всякой связи с нынешним планом, и был включен в него, поскольку забор уже стоит.




С израильской стороны – забор как забор, жесткая металлическая решетка. Через дорогу, с палестинской стороны, над забором натянуты 12 рядов колючей проволоки, кабеля с датчиками, которые, конечно, не под напряжением, но выглядят устрашающе, и камеры. А чтобы детям Ахмада неповадно было с мячиком у забора играть – еще несколько мотков колючей проволоки на земле, или – еще один внутренний забор с колючей проволокой.



Каждое прикосновение к забору передает сигнал в контрольные пункты, и на место выезжает армейский патруль. Дежурные уже несколько заебались рассматривать в специальные камеры (по полтора миллиона за штуку), реагирующие в том числе на тепло, всяких птичек, - но тем не менее, по словам представителей ЦАХАЛа, 27 действующих километров электронного забора между деревней Салем (к западу от Дженина) и поселением Элькана уже помогли предотвратить пару терактов.
Строительство первого отрезка забора будет завершено в июле нынешнего года. Вторая часть – еще 82 километра – в декабре.


Третья часть забора, от Эльканы до Рамаллы – как пойдет. Если бы строили по прямой линии, 50 километров бы хватило. Но из-за «изгиба» Ариэля придется достраивать еще ровно столько же. Эдак и колючей проволоки не напасешься, но дюжина строительных подрядчиков, на которых возложили выполнение сей ответственной миссии в период экономической стагнации, абсолютно счастливы. Чуть менее счастливы иностранные рабочие, которые спиной чувствуют, помешивая бетон, оптические прицелы палестинцев, и, собственно, палестинские рабочие из Рамаллы и прочих населенных пунктов Палестинской автономии, которых защищают от гнева собратьев израильские пограничники.
Среди израильтян – жителей района Хар-Хома, тоже нашлись недовольные, которым этим самым забором испортили весь вид из окна. «У нас забор построили, а сами под давлением Буша пускают в Израиль тысячи палестинских рабочих, - высказался один из них. – В чем, в таком случае, смысл этого забора?»

Возвести забор вокруг Иерусалима строить чуть ли не сложнее, чем прогрызть зубами бетонную стену. Мормонская церковь уже успела нажаловаться лично президенту Бушу, что Израиль оттяпал под строительство принадлежащие ей земли. Прочие церкви еще не решили, по какую сторону забора им хотелось бы очутиться, и не проще ли просто потребовать компенсацию. Компенсации существенно увеличат стоимость забора – если на каждый километр компенсации платить, миллионов не напасешься... Бывший премьер-министр Эхуд Барак в свое время пообещал Абу-Дис палестинцам. У премьер-министра Шарона таких мыслей не было. А министр Нетаниягу, вечно претендующий на тот же премьерский пост, требует перенести забор восточнее – поглубже на территории. В деревне Хирбэт а-Тайбе палестинцам заплатили по несколько тысяч шекелей, чтобы они перенесли прах своих праотцев куда подальше. В другой деревне забор возводили на бетонных плитах, чтобы не ставить его прямо на древних могилах.



Четвертая часть – от юга Иерусалима до Арада, будет последним отрезком. Денег на него пока нет, поэтому и нет и крайних сроков... А пока начнется его строительство - там, глядишь, и мир наступит. И дюжина подрядчиков, авось, снова окажутся не в накладе, снося 633 километра пока еще не построенного забора безопасности.


А это - конец забора

Profile

mozgovaya: (Default)
mozgovaya

November 2018

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 2nd, 2026 01:40 am
Powered by Dreamwidth Studios