Немногие американские лидеры удостаиваются чести быть увековеченными в гигантском вашингтонском парке Нейшнл Молл, куда американцы стекаются на демонстрации, фестивали, и раз в четыре года, чтобы лицезреть присягу нового президента. У последователей Мартина Лютера Кинга, лидера Движения за гражданские права чернокожих в США, убитого в апреле 1968-го в Мемфисе, Тенесси, лоббирование и строительство мемориала в его честь заняло 27 лет. 
Правда, торжественное открытие мемориала, назначенное на прошлые выходные, при участии президента Барака Обамы, пришлось отложить в связи с ураганом Айрин, - но девятиметровую статую, охраняемую полицейскими, все же открыли для посетителей - и она с ходу превратилась в камень преткновения между почитателями и критиками.
Критикам не понравились два момента, которые для некоторых вполне взаимосвязаны - то, что из нескольких сотен проектов памятника была выбрана работа китайского скульптора Лей Йишина, а не проект какого-нибудь афро-американского скульптора, для вящей символичности, - и что китайский скульптор, заковавший Кинга в гранит, превратил его в идолище мрачного коммунистического диктатора, со скрещенными руками и суровым выражением лица, которое мало отражает общительного лидера, который очень любил пожимать руки и жестикулировать во время произнесения своих речей. Один критик обронил, что китайский скульптор сделал Кинга "чересчур похожим на азиата". Да и вообще, где это видано - чтобы мемориал в центре Вашингтона был сделан руками китайцев - мол, даже гранитные блоки - 159 штук - были обтесаны в Китае, и переправлены оттуда на корабле в Балтимор, откуда их уже доставили в Вашингтон.
<lj-cut> Последний наезд принадлежал афроамериканской поэтессе Майе Анджелу, которой не понравилось, что одна из цитат на памятнике была сокращена по ходу в четыре раза, превратившись в подобие сообщения в 140 знаков в "Твиттере". Мол, Кинг никогда не страдал от высокомерия, и не называл себя вот так в лоб "набатом справедливости, мира, и праведности".
Впрочем, посетители объекта претензий не высказывали.
К примеру, 66-летний афро-американец Бернард Роббс, пенсионер, приходит посидеть на лавочке неподалеку от памятника каждый день. По дороге он пересекает гигантскую лужайку, на которой стоит памятник первому президенту, Джорджу Вашингтону, потом обходит пруд, в водах которого отражается храмовидный памятник третьему президенту США Томасу Джефферсону, идет мимо старых вишневых деревьев, подаренных японцами еще в 1912 году, задолго до того, как они ввязались в войну с американцами пока не доходит до двух высоченных скал, впереди которых торчит камень, из которого выточен Кинг - скалы символизируют "гору отчаяния", из которой Кинг предлагал выбить "камень надежды". 
Недавнее вашингтонское землетрясение (5.8 по шкале Рихтера) тоже застало Роббса перед памятником Кингу.
"Я всю жизнь прожил в этом городе, всю жизнь смотрел на эти памятники белым президентам", говорит он. "Я еще помню как нас с матерью не хотели обслуживать в магазине из-за цвета нашей кожи. И вот наконец тут ставят памятник герою нашей общины, я бегу смотреть на него - и тут земля начинает качаться... Представляешь это ощущение? Я думал, этот огромный камень вместе с Кингом свалится на меня. Вообще, конечно, я был очень растроган. Я помню, как плакал, когда он произнес свою речь о том, что у него есть мечта, в 1963-м, на ступенях памятника Линкольну. Когда его убили в Мемфисе, все чернокожие как с ума посходили - жгли, крушили все, что попадалось под руку, спрашивали, как это может быть. А вот теперь мы дожили до первого чернокожего президента - может, он будет и последним, потому что в Сенате уже не осталось ни одного представителя нашей общины. Жалко Обаму, конечно, потому что что бы он ни пытался делать - Конгресс ставит ему палки в колеса... Это, конечно, нечестно. Может, тут есть и доля расизма, но вообще все президенты заходят в Белый дом бодрыми, а выходят вот такими" - тут Роббс снимает кепку, демонстрируя седину. <iframe width="560" height="345" src="http://www.youtube.com/embed/ljvl0svBtlI" frameborder="0" allowfullscreen></iframe> Возвращаясь к мемориалу, он говорит, что все же это тоже историческое достижение - что посреди Вашингтона поставлен памятник чернокожему лидеру.
"Я слышал, что людям не нравится то, что скульптуру сделал китаец", хмыкает он. "Ну так что - в наши дни все делается в Китае. А то, что памятник Вашингтону и Белый дом строили чернокожие рабы, их не смущает? Это что, лучше?"
У двух подружек из Алабамы, Эштон (24) и Джиль (28), которые недавно потеряли работу и приехали развеяться в Вашингтон, тоже нет претензий к каменному Кингу.
"По-моему, очень солидно", говорит Эштон. "Это давно пора было сделать. Я лично из общины, и я очень за это благодарна. Для меня это более наглядный жест, нежели абстрактный месяц афро-американского наследия. Тут можно прийти, посмотреть на него, почитать цитаты".
Идея памятника родилась 27 лет назад в университетском содружестве Альфа Фи Альфа, в котором свое время состоял и сам Кинг. В 1996, тогдашний президент Билл Клинтон подписал указ о создании мемориала Кингу в Вашингтоне. В 2000 из порядка тысячи предложений был отобран проект памятника. В 2008, проект был оспорен комиссией искусств, которая нашла памятник "чересчур агрессивным". Были внесены соответствующие изменения, и через месяц начались работы по подготовке площадки размером в четыре акра.
Стюарт и Шерил, туристы из Канзас-сити, говорят что им мемориал кажется "странноватым" - но если, мол, деревья, посаженные вокруг, подрастут - может, оно будет и ничего.
"Но это, конечно, наше детство", говорит Стюарт. "Я вырос в Нью-Джерси (намек на более либеральную среду), и когда Кинг произнес свою знаменитую речь, в нашем доме это была большая новость. Строили его долго, это правда - но ведь в Вашингтоне ставят памятники на века, и думаю, нужно было подождать, чтобы кандидат выдержал проверку историей". 